Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Торстен Гайслер: От этого зависит будущее Болгарии

4 июня 2016, суббота / 08:14  |  Просмотров: 1703;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Торстен Гайслер: От этого зависит будущее Болгарии

Бедность – не единственная причина коррупции. Часто некоторые особенности нашего менталитета превращают продажность людей в системное явление, заявил для DW Торстен Гайслер, новый руководитель Фонда имени "Конрада Аденауэра" в Софии.

Есть ли у правящей в Германии христианско-демократической партии достаточно информации об уровне коррупции в Болгарии? Они ведут переговоры с ГЕРБ по этому вопросу?

– Раскрыть истинные размеры коррупции не всегда легко. При коррупции, в отличие от других преступлений, нет индивидуальных жертв. Есть только преступники, которые, конечно, не заинтересованы в том, чтобы сообщать властям о совершении незаконного деяния. Но ситуация в каждой отдельной стране разная. С нашими политическими друзьями в Болгарии мы обсуждаем все важные политические вопросы, естественно, и коррупцию. Борьба с этим явлением является центральным элементом в механизме сотрудничества и проверки Европейской комиссии по Болгарии, и Германия хочет помочь своему партнеру, чтобы он постиг успехов в этой области. Не на последнем месте от это зависит и развитие болгарской экономики.

– Как известно, в Восточной Европе почти нет политиков, признанных виновными в коррупции - Румыния, возможно, является исключением. Является ли это особенностью менталитета восточноевропейского человека, который, очевидно, более устойчив к такому роду бурь, чем западный - на Западе раскаиваются и уходят в отставку?

– Я жил в Румынии с декабря 2010 года по февраль этого года. Там действительно достигнут значительный прогресс в борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Ряду высокопоставленных политиков, в том числе и бывшему премьер-министру, были предъявлены обвинения в коррупции, а некоторые из них получили длительные тюремные сроки. Национальное управление по борьбе с коррупцией в Бухаресте является высокопрофессиональной антикоррупционной прокуратурой и ни один политик, судья, предприниматель, каким бы влиятельным он ни был, не может считать себя неприкосновенным при совершении коррупционного преступления. Впрочем, Альянс за чистую Румынию проверял обвинения в том, что Управление по борьбе с коррупцией вело расследования в одностороннем порядке, в ущерб некоторым политическим партиям. Он установил, что расследования в отношении политиков этой партии пропорциональны числу ее представителей в правительстве. Однако, при всем прогрессе, в Румынии все еще есть одна большая проблема: Антикоррупционному управлению и Национальной службе по борьбе с коррупцией приходится постоянно бороться с парламентом для снятия иммунитетов и спрашивать его согласия для начала судебного преследования депутатов. Должно быть ясно: иммунитет депутатов не служит для их защиты от судебного преследования, а дается им в качестве гарантии для их работы в парламенте. Не только я, но и многие в Болгарии и Европе следят с большим вниманием дебаты в Народном собрании Болгарии по новому Закону о борьбе с коррупцией.  Я очень надеюсь, что получится хороший закон, который будет последовательно применяется. Для дальнейшего развития Болгарии это имеет первостепенное значение.

Большинство болгар остро критикуют коррупцию среди членов правительства, но в повседневной жизни, многие соглашаются дать или получить взятку. Каким образом можно преодолеть эту ситуацию?

– Борьба с коррупцией должна вестись на всех уровнях, и ее (коррупцию) не следует поощрять.  Тем не менее, мое возмущение является селективным. Потому что я родом из страны, где одна медсестра начинает свою карьеру с начальной зарплаты в размере € 2350 брутто. А в Юго-Восточной Европе многие работают по 40 часов в неделю и не могут свести концы с концами с зарплатой, которую они получают. Совершенно очевидно, что они будут более податливыми к принятию взяток. Но я никак не могу понять людей, у которых уже есть больше денег, чем они могут потратить за всю свою жизнь, и которые продолжают брать огромные взятки - из-за безграничной жадности, которую мы должны презирать. Однако, как правило, борьба с коррупцией должна вестись на всех уровнях, потому что она не в последнюю очередь, является препятствием для инвестиций, а также препятствует подъему людей с низкими доходами до уровня среднего класса. Правда, бедность не единственная причина коррупции. В Румынии, я часто замечал, что и люди с низкими доходами говорят чуть ли не с восхищением о разбогатевших людях, хотя было много признаков того, что все это не заработано законным путем. Такой менталитет приводит к превращению взяточничества в систематическое явление.

Болгария выделяет значительные ресурсы для системы правосудия, но результаты ее работы, по оценке Европейской комиссии, не очень хорошие. Болгарская прокуратура уже сама призналась, что не выдвигает обвинений во взяточничестве в отношении высокопоставленных политиков и их "дружественной" деловой среде. Каковы причины такой ситуации?

– В Болгарии уже давно есть ясность по вопросу, что существует необходимость в реформировании прокуратуры. Поэтому, теперь в Софию приглашены эксперты из разных стран, в том числе и из Германии, о прокуратурах которых, считается, что они хорошо работают. Эти эксперты должны провести глубокий анализ ситуации в Болгарии, а затем внести конкретные предложения по ее улучшению. Проблема заключается в том, что прокуратуры в странах этих экспертов, устроены по-другому. Тем не менее, я надеюсь, что отправленным в Болгарию экспертам удастся договориться по общим предложениям, а затем буде нужна и политическая воля, чтобы их выполнить. В Румынии правосудие тоже сталкивается с серьезными проблемами, и некоторые проблемы тоже не решены. Но Национальное управление по борьбе с коррупцией и подчиняющееся МВД Главное управления по борьбе с коррупцией работают очень решительно. И Верховный суд в Бухаресте и другие румынские суды рассматривают тщательно дела о коррупции и не боятся выносить приговоры.

Как Вы считаете, должна ли и в болгарском досудебном производстве быть введена система случайного распределения расследований? Есть ли у следователей полиции юридическое образование, которое не так в Болгарии? Как вы считаете, что является недостающим звеном между досудебным производством, прокуратурой и судом, что ведет к вынесению непропорционально большого числа оправдательных приговоров или к прекращению дел из-за истекшего срока исковой давности?

– В Германии почти нет полицейского, который бы являлся юристом, но все хорошо подготовлены по юридическим вопросам. Это необходимо, потому что полиция действительно должна преследовать преступления, но вместе с тем, и соблюдать и защищать права подозреваемых и других граждан. В Германии, прокуратура обязана быть объективной. В суде каждый имеет право на "законного судью", т.е. на предварительное распределение судебного дела конкретному судьи, что впоследствии может быть проверено. Но согласно оценке Европейской комиссии, и в Болгарии в этом направлении наблюдается прогресс. В последнем докладе от 27.01.2016г. о прогрессе страны, ЕК признает, что Высший судебный совет принял меры, улучшающие применение принципа случайного распределения судебных дел. Комиссия подчеркивает, что в октябре 2015 года для всей судебной системы в стране введено централизованное программное обеспечение для случайного распределения дел. В немецком Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрено много причин для прекращения или временного приостановления срока давности расследуемого преступления. Когда со стороны институтов начато расследование, то для адвокатов становится практически невозможным умышленно довести дело до "прекращения из-за истечения срока давности".

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: