Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Постоянны только перемены: Современный Китай в глазах восточного европейца

24 января 2016, воскресенье / 08:37  |  Просмотров: 3694;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Постоянны только перемены: Современный Китай в глазах восточного европейца

Валентин Добрев - бывший посол Болгарии в Великобритании (1998-2005 г.г.), ранее - постоянный представитель в ООН и других международных организациях в Женеве. Дважды был заместителем министра иностранных дел - в 1991-1993 годах, и на короткое время в 1997 году. Позже Добрев около года был советником президента Болгарии Петара Стоянова. С 2005 года занимается частным бизнесом. В конце прошлого года он перевел и сделал собственную интерпретацию Дао дэ цзин или Книги о пути и добродетели, написанной Лао-Цзы в 6 в. до н.э. В книге изложены основы даосизма, философии Лао-цзы. Китайская философская мысль имеет огромное растущее влияние на современный мир.

Поводом для нашей встречи послужил Национальный праздник Китая 1 октября - День провозглашения Республики (1949).

- Знакомый – незнакомы Китай - что мы все еще не знаем об этой великой стране при всей осведомленности современного человека, господин Добрев?

После своей последней поездки в Китай я осознал, что европейцы мало знают об этом народе и его древней культуре, и их представления весьма односторонние. Когда они слышат о Китае, представляют себе то, что было, пожалуй, правдой 15-20 лет назад – закрытые в своей системе люди, которые боятся выражать свое собственное мнение. Сегодня все по-другому. Я был очень впечатлен разговорами, которые я имел с людьми из разных кругов во время моего одномесячного пребывания. Но давайте начнем, может быть, с того, что 1 октября китайцы празднуют 66 лет со дня провозглашения независимого Китая, народно-демократического Китая и 70 лет с момента освобождения от японской оккупации. В промежутке есть 4 года гражданской войны, закончившейся победой Китайской народной армии, во главе с ККП и Мао Цзэдуна. Спор о том, какой путь развития выберет Китай. Важно отметить, что Болгария является второй страной, которая признала КНР, и китайцы не забыли это. Кроме того, в те трудные года, насколько бы ни была Болгария бедной, страна пыталась помочь бедствующему населению в китайских районах, наиболее пострадавших от разрушительных войн, особенно после японской оккупации.

- Это интересный взгляд - как маленькая Болгария пытается кормить Китай?

Малая Болгария вряд ли пыталась накормить китайцев, но это демонстрация солидарности, которая не встречается часто в международных отношениях. Малоизвестный факт, что болгарские врачи помогали во время Освободительной войны, один из них из известной семьи Канети. Китайцы помнят эту помощь. В ходе Освободительной войны и во время японской оккупации около 30 миллионов китайцев потеряли свою жизнь. Это правда, что китайское население велико, но это чистый геноцид. Японцы продолжают молчать об этих фактах, и до сих пор не представили официальные извинения, подобно тому, что сделали в Германии в отношении Израиля и еврейского населения.

- В Азии, похоже, другие нравы. Но если оставить в стороне прошлое и отношения между двумя странами, в настоящее время кто является лидером в Азии - Япония или Китай?

Что касается экономического производства и экономической мощи в настоящее время Китай является ведущей силой в регионе. Прогресс за последние 20 лет удивительный. Я сам был свидетелем, потому что в 1992 году и в 1997 году посетил Китай в своем качестве заместителя министра иностранных дел Болгарии. У меня есть представление о том, что представлял тогда Китай и что представляет сейчас. Невероятные коммуникации, инфраструктуру можно сравнить с самыми развитыми странами в мире. Улицы, магистрали, скоростные поезда. Мы путешествовали между Пекином и древней столицей Аньян, где возникла китайская письменность, на поезде, и более 1 000 километров проехали менее чем за 3 часа. Я открыл для себя очень чистый и аккуратный Китай. Ситуация была совершенно иной два десятилетия назад.

- В анализе демографических изменений, однако, американские ученые говорят: мир пройдет оттуда, где Япония сейчас...

До недавнего времени это было так, но, что касается технологий, я не уверен, что Япония опережает Китай. Китайцы развились такими быстрыми темпами, что во многом обогнали Японию. В области электроники нет никаких сомнений - Китай идет вверх, Япония - нет. В робототехнике начинается соревнование - японцы уделяют больше внимания этому сектору, но Китай догнал их быстро. Что касается общества, изменения также значительны. Запад всегда подчеркивал, что существует однопартийная система, что отсутствует демократия.

Действительно, система однопартийная, но ни в коем случае нельзя сказать, что нет демократии и свободы выражения мнения. Мое впечатление, что люди говорят более свободно и не имеют ограничений в критике, в том числе своих лидеров. Очень сильно поддерживают политику своего президента в борьбе с коррупцией. Около 3 000 чиновники находятся в тюрьме с уже действующими приговорами, в том числе и бывший министр безопасности – одна из самых влиятельных фигур в Китае.

- Какой строй существует там сейчас, если использовать терминологию прошлого?

Вот это самое интересное. Трудно сказать, что это коммунистический строй, хотя партия не изменила свое название. Этот вопрос был рассмотрен в одном из моих разговоров с их известным профессором по философии с точки зрения китайской философской традиции о так называемом Среднем пути. И в даосизме, и в буддизме, и конфуцианстве существует понятие доктрины середины. Она описана в одной из классических произведений, составленных Конфуцием и его учениками.

У Конфуция середина выражается в постоянном движении и стремлении к совершенству - как человек, идущий по канату, если он остановится - упадет. Идя по канату, он находит правильный путь. То есть он должен быть постоянно активным. У даосистов высший смысл Середины - единение с Дао. В буддизме этот термин ориентирован на поиск абсолютной реальности в дебрях собственного сознания - обе крайности являются иллюзорной реальностью и ее полным отрицанием. По их мнению, чтобы выйти из одной иллюзии, необходимо перейти в другую крайность. Этому принципу придерживаются так называемые коаны. Представляешь какой-то абсурдный, крайний тезис, противоположный общепринятому, чтобы постигнуть середины или пустоты. Это и сегодня является важной формой медитации в китайском Чань-буддизме, воспринятый позже японцами как Дзен.

- Вы сказали, что это выражается и в современном Китае. Как?

Основной принцип развития китайского общества и которым руководствуется современный Китай выражается термином "центральная гармония". Само название Китая - Джунгуо означает "среднее государство". Здесь возникает вопрос „Середина чего?”. Мой собеседник, профессор университета Синьхуа, высоко эрудированная личность, объяснил мне простыми словами: "Посмотрите, в этой огромной стране (миллиард триста миллионов человек) каждый говорит различным голосом. Представьте себе хор с разными голосами, и каждый поет разную партию - он звучал бы в полном диссонансе. Цель государства - заставить этот хор звучать в гармонии, независимо от того, что голоса такие разные. В этой гармонии состоит и смысл свободного диалога, о котором говорится.

Когда людям дается возможность свободно выражать себя и критиковать без манипуляций СМИ, это приводит к гармонии в обществе. Я смотрел документальные фильмы, которые показывают выборы в селах. Все село собралось, их села больше наших городов, и всегда есть несколько кандидатов. Это правда, что, вероятно, пятеро из одной партии, но каждый различный индивид с различной платформой. Оказывается, что сама партия имеет по крайней мере четыре фракции, каждая из которых имеет свои собственные списки и кандидаты на выборах. И еще - после выборов открывали урны и подсчитывали голоса перед всеми избирателями.

- Означает ли это, что выбор мажоритарный?

Выбор идет между личностями, так получается. Что крайне важно, если кто-то провалился во время правления, его сменяют. То есть за ним не стоит Партия любой ценой, и он не несменяемый. Насколько я понял, смены производятся постоянно, в зависимости от того, одобряют ли люди правителей или нет.

- В какой степени китайцы свободны в личной жизни - вне общественных отношений?

Часто в западной прессе критикуется свобода вероисповедания. Я не увидел нигде преследование, а посетил различные храмы в пяти крупных городах. Это правда, что существуют ограничения в Тибете, но там вопрос сводится не столько к свободе религии, сколько к проблеме территориальной целостности. Я не думаю, что в Тибете проблема сводится к свободе религии. Традиционные религиозные верования в Китае связаны с даосизмом и конфуцианством. Буддизм появляется позже из Индию, и первоначально рассматривается как чужая, "варварская" религия.

Со временем буддизм „окитайчивается”, приобретает довольно различное направление, более того - в Китае возникает множество различных течений. В настоящее время основных четыре, но их было гораздо больше, по меньшей мере 10 основных. Смешанные с большой дозой даосизма и с традиционными местными верованиями, они постепенно воспринимаются китайским народом и правящим классом. Оттуда они распространяются на целый район Дальнего Востока - Индокитай, Япония, Корея. Мизон на самом деле китайское название тибетского буддизма, также называемого эзотерическим буддизмом. И сегодня практикуется местами в Китае, например, в древней столице Сиань, откуда начинается Шелковый путь.

- Говоря о Шелковом пути - где Болгария в современных измерениях этого видения?

Болгария каким-то образом присутствует и в древние времена, и сегодня на Шелковом пути. Начало датируется правлением династии великого первого императора Цинь Ши Хуан Ди, и развивается во время династии Хань, после нее 14-династий до перемещения столицы в Пекин. В течение всего этого периода, 15-и веков, столица находится в Сиане - самом большом городе в мире в течение многих столетий. Ему соперничал только Вавилон. 1 млн жителей, из которых по крайней мере 10 процентов были другие этносы. Предполагается, что в этом районе жили и родоначальники древних болгар, это одна из теорий, которую поддерживает профессор Сыселов. В любом случае, в Центральной Азии, конечно, было древнее болгарское присутствие. Эта тема не была полностью изучена, но есть вещи, которые говорят об их контактах с китайцами.

Праболгарский календарь практически такой же, как китайский. Наши патриоты считают, что болгарский был старее, что мы дали его китайцам, но без письменных документов это нельзя доказать. Важным является тот факт, что мы использовали один и тот же календарь. Только одно животное отличается - вместо тигра в праболгарском календаре есть так называемый "барс" или рысь.

Есть много других косвенных знаков, в списке болгарских ханов из рода Дуло, например. Интересно, что эмблемой древней столицы Болгарии - Болгар, сегодня Казань, был дракон, и много лет после завоевания города Золотой (Татарской) ордой остается эмблемой Казани. Идет речь о добром драконе, который помогает воинам в боях с врагом. На кольце Царя Калояна также изображено что-то похожее на дракона. В обоих случаях изображения являются комбинациями дракона с другими существами, как китайскими драконами. Многое из глиняной посуды, найденной около Плиски, и их аппликаций, похожи на китайские. Видимо, существовал серьезный культурный обмен. Что касается настоящего места Болгарии, страна входит в китайскую инициативе на Шелковом пути между Турцией и Румынией. Очевидно, Болгария может быть важным элементом на этом пути, ведущем в Европу.

- Давайте вернемся к отношениям между государством и церковью. Насколько верования и духовное наследие помогают модернизации Китая сегодня?

Сегодня многие западные политологи утверждают, что для модернизация Китая вклад делают, главным образом, христианские церкви, в основном протестантские - по мнению некоторых, они охватывают между 80 и 100 млн китайцев, что мне кажется довольно преувеличенным, но, безусловно, говорит о религиозной толерантности – необходимо учитывать, что христианство зачастую внедрялось с помощью военной силы. Маттео Риччи, первый католический миссионер в Китае, пытался приспособить христианство к местным религиозным верованиям. Даже когда возникал вопрос, как называть Бога, он использовал термин „Небесный хозяин”. В древней китайской вере Небеса являются тем абсолютом, который управляет всем. Некоторые западные исследователи Китая связывают огромный подъем Китая с тем, что в страну вступил протестантский дух капитализма. Отмечаются, конечно, и другие три фактора: современные технологии, образование, конкуренция, но как основной - протестантский дух капитализма. Это звучит очень странно, потому что ни в начале перемен, ни сегодня эта религия так популярна.

В Китае скорее сохранился конфуцианский дух, убеждение, что каждый человек исполняет некоторую небесную волю в интересах своей семьи и своей родины. Мне кажется, что там все еще сохранился этот дух в семье и государстве, для китайцев субординация скорее естественная, она не пришла из коммунизма и из множества авторитарных режимов до него. Конфуцианство оказывается гораздо глубже как основа общественной организации, как правило, его связывают с иерархической структурой, но от него начинается идея о человечестве - Жин. Каждый человек, будучи как и другие люди, отождествляет себя с ними и таким образом становится частью сообщества. Это требует солидарного отношения к каждому другому человеку. "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе", - эта фраза Конфуция и сегодня используется.

В Доктрине о Середине (равное расстояние) говорится: если ты хочешь быть в хороших отношениях с соседними государствами, подумай, что ты делаешь в своем собственном государстве; если ты хочешь, чтобы твое государство было в порядке, позаботься о своем городе/селе; если ты хочешь, чтобы в твоем селе все было в порядке, посмотри, что происходит в твоей семье; если ты хочешь, чтобы в семье все было в порядке, очисти сначала себя/свои мысли. Простые правила 5-6 в. до н.э., которые универсальны и сегодня.

Из книги Лао-цзы сохранилось и отношение Китая к миру, концепция внешней политики. Он говорит (перефразирую): Великая страна набирает союзников своим примером. Таким образом, привлекает маленькую на свою сторону - не силой, а занимая более низкую (уступчивую) позицию. Естественно, маленькое государство заинтересовано в продаже своих товаров, нуждается в защите - получает ее в союзе с большой страной. У большой также есть необходимость в союзниках, но этот союз возможен, если большая страна более уступчива. Этот подход можно проследить в долгой китайской истории. Китайцы не вели агрессивных войн. В какой-то степени они воевали за влияние или за своих союзников, как в случае с первой войной с Японией за влияние над Кореей.

- Как вы относитесь к теориям, что сегодня расселяют свои общины в Европе, создавая пятую колонну в каждой стране?

Китайцы были путешественниками с древних времен. Они похожи на евреев. Идут туда, где есть экономический интерес. Нормальным является то, что в перенаселенной стране есть люди, которые ищут счастье за рубежом. Так как с незапамятных времен они были самыми многочисленными, сегодня вся Юго-Восточной Азия густо населена китайцами, в некоторых странах их число достигает 30-40% населения. Везде есть китайские общины, во многих местах они владеют финансами этих стран, потому что они умеют это делать лучше других. Но я не верю в конспирацию, что этот процесс управляется централизованно. В больших полисах Европы и Америки везде есть китайские кварталы, они придают колорит, я не понимаю, почему кто-то должен быть обеспокоен их присутствием.

- В Болгарии на вступительных экзаменах в математические гимназии и в Американском колледже часто первые места занимают дети китайцев, которые продают товары на прилавках в „Илиенци” (склад товаров в Софии – ред.). Как вы объясните, что они настолько конкурентны, хотя и с недавнего времени находятся в стране?

Делает их конкурентоспособными их система образования, созданная еще со времен Конфуция. В 5-6 в. до н.э. у них первая демократическая система образования в мире, которая дает равный шанс для всех, независимо от социального происхождения, расти в обществе, необходимо только взять определенный набор обязательных экзаменов, которые были крайне суровыми и строгими. Со всех концов Китая собираются, проходят различные этапы, пока не дойдут до конечной фазы допуска в высшую администрацию императорского двора. Это цель каждого китайца с древних времен - попасть в высшую администрацию. Для каждого места необходимо было пройти через невероятное сито. Уже тогда они соревновались с тысячами. Сегодня за одно место в престижном университете могут конкурировать десятки тысяч. Человек бедного происхождения с раннего возраста получает указания от своих родителей приложить усилия и стараться в учебе, чтобы добиться успеха. Эта амбиция, доказать себя в учебе, я думаю, генетически заложена в китайце. Поэтому у них так много способных людей.

После смерти Мао, Данг Сяо Пин вывел идею об ударной гонке в развитый мир. На самом деле, еще в начале прошлого века, когда в Китае почувствовали огромное военно-экономическое превосходство Японии в регионе, они поняли, что это результат современных технологий Запада, уже тогда начинают вводить западные методы производства и западные машины, но во время Мао процесс приостановлен.

- Говоря о современном Китае, постоянно возвращаемся к корням. Расскажите о своей деятельности и переводах, как Вы выучили китайскую письменность, чем Вы теперь занимаетесь?

Древняя китайская метафизика и параллели с современной наукой - это тема, которой я занимаюсь много времени. В Книге перемен, И Цзин и толкование так называемого Великого Трактата - Чжуань-цзы изложено самое древнее представление об устройстве Вселенной, в ее основе находится диалектика изменений. В мире все меняется и трансформируется в бесконечном круговороте проявленного и непроявленного, материального и нематериального/ духовного. В основе изменений лежит дуализм, взаимная полярности, Инь и Ян, жизнь и смерть, движение и покой, действие и противодействие, сильное и слабое и т.д. Эти полюсы постоянно привлекают друг друга и отталкивают, постоянно взаимодействуют. Это самые древние принципы диалектики, сформулированные в человеческой истории.

Позже Гегель продолжает эту концепцию с точки зрения человеческой истории и формулирует ее как циклическую. Маркс, который учится у него, вводит концепцию диалектического и исторического материализма, но, по его мнению, история человеческой цивилизации развивается в одном направлении и имеет конечную цель - светлое будущее коммунизма. Но оказывается, что это не совсем точно, потому что цикл повторяется. Древние китайцы, выходит, были правы. Интересен тот факт, что Мао Цзэдун читал Маркса в переводе с японского, где термин диалектики был переведен неправильно, как понятие из китайской медицины - что все в организме человека взаимосвязано и взаимозависимо.

- Что является вызовом в переводе с китайского?

Когда я углубился в изучение Лао-цзы, собрал десятки различных переводов на языки, которые использую. Оказалось, что они до такой степени разные, что как будто переводились различные тексты. Когда я попытался расшифровать иероглифы первоисточника, я понял, почему это так. Каждый иероглиф имеет так много значений, что выбор точного значения начинает зависеть от предварительной подготовки по теме, от степени осознавания и опыта, который вы накопили. Я расчитываю только 400-500 иероглифов, но, к счастью, расчитываю главным образом на компьютерных словарях, с которыми легко искать значения. Очень важно попытаться войти во время, в мышление автора, знать атмосферу, в которой он творил. Мне нравится эта работа, потому что это хороший способ собрать свои мысли и думать по наиболее абстрактным темам. В том числе, что мы делаем в этом мире, и откуда могло все пойти.

- Давайте обобщим – что мы не должны забыть, когда речь идет о Китае сегодня?

Некоторые люди на Западе думают, что должны убеждать китайцев в правоте западной модели общественного устройства. Ведут себя нравоучительно, забывая, что говорят представителям 5 000-летней цивилизации. Самая древняя цивилизация, которая сохранилась до наших дней, не говоря о шумерской, египетской, цивилизации майя и других исчезнувших культурах. То, что сохранилось до наших дней с тех древних времен, это только китайская цивилизация. Китайская письменность сохранилась до сегодняшних дней. Семь веков до Гутенберга в Китае печатали книги - в шестом веке во время правления династии Тан. Печатные книги распространялись по всему Китаю и на Дальнем Востоке. Кроме того, есть так много китайских изобретений, кроме компаса, пороха, шахмат, которые вошли в современный мир из Китая.

Лейбниц, пример, проявил огромный интерес к китайской культуре. У него были друзья среди миссионеров-иезуитов, которые приылали ему переводы китайских философов. Он постоянно говорил об этом, что две великие цивилизации - европейская и китайская, должны протянуть руку друг другу и взаимодействовать. Я напомню, что Лейбниц тот, кто создал первую модель искусственного интеллекта. Он был одержим идеей создать универсальный язык через его двоичную арифметическую систему, в которой все цифры изображаются нулем и единицей. Сегодня она является основой современных компьютеров. Лейбниц вывел ее из идеи о Инь и Ян в китайской философии. Так, по его мнению, нулем отображается небытие, а единицей - бытие. Вся его концепция пространства и времени, которая подтверждается в последние годы, "теория монад" - также происходит от древнего китайского трактата. Но давайте здесь остановимся.

- Что-то практическое, чему может нас научить все это наследие?

Может быть, следует напомнить, что с 1978 года до наших дней КНР неутклонно следует двум простым принципам в управлении, сформулированным Данг Сяо Пином: "1. Не имеет значения, кошка черная или белая, важно, чтобы она ловила мышей" и "2. Истина устанавливается с помощью фактов, путем проверки, а не словами (политиков)".

На этом фоне больно смотреть как в Европе усиливаются пустые разговоры, повторение идеологических мантр, которые не соответствуют новым реалиям, великие европейские принципы и ценности человеческой морали и поведения начинают звучать как абстрактные пожелания и добрые намерения, не имея той же поддержки среди большинства европейцев.

В Болгарии с незапамятных времен цвет кошки, является ли она своей или чужой, является наиболее важным условием для политиков, и следовательно и наша администрация продолжает находится в плачевном состоянии. Убеждают, что у нас лучший инвестиционный климат в Европе, но неясно, почему инвесторы не приходят.

Неясно также, почему китайские студенты после обучения за границей возвращаются в свою страну, а болгарские - нет? Вопросам, которые возникают, когда мы сравниваем себя с китайцами, нет счета.

Автор: Лили Тодорова

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: